Тапёр на улице

Сегодня зашёл разговор о Елене Соловей и "Рабе любви" и захотелось вдруг до зуда поделиться. А вроде негде. Поэтому открылась темка про старое кино - может, кому будет интересно.
Итак, "Раба любви" - один из лучших фильмов Михалкова, времён, когда его интересовало именно кино - и он на редкость хорошо его снимал. И Елена Соловей, одна из его любимых актрис. Он потом снял её и в "Неоконченнной пьесе для механического пианино", и в "Обломове".


Я очень люблю михалковскую "Рабу любви" и поэтому, наверное, решила как-то про неё почитать. И неожиданно наткнулась на имя, которого никогда прежде не слышала. В общем, "Раба любви" не совсем михалковская - тому был передан фильм другого режиссёра. Фильм из жизни актрисы немого кино, на который были получены деньги, только режиссёр не укладывался в сроки и снимал "странное". Сценаристом фильма был Андрон Кончаловский. Но режиссёр не слишком трепетно относился к сценарию - у него получалось что-то слишком уж своё. И тогда отснятый материал решено было смыть (но кусочки всё же остались), Михалков получил право снимать по сценарию брата и актрису тоже получил(Соловей). Фильм получился замечательный, но совсем не такой, каким мог бы быть. Того ("Нечаянные радости") мы уже не увидим.
Кадры из того неснятого фильма - из которого выросла "Раба"


Знакомьтесь: Рустам Хамдамов, неизвестная широкому зрителю гордость российского кинематографа.

"Рустам Хамдамов на сегодняшний день автор трех-четырех фильмов, среди которых: дипломный «В горах мое сердце», незавершенный (запрещенный, подлежащий уничтожению, но чудом сохранившийся) материал к фильму «Нечаянные радости», многострадальный «Анна Карамазофф» и последний «Вокальные параллели». При этом Рустам Хамдамов один из самых загадочных персонажей отечественного кинематографа, фигура мифологическая, окутанная шлейфом тайн, загадок и недомолвок. Его известность была в некотором смысле эфемерной: ни первый фильм, ни материал второго никогда не были обнародованы, у их автора не брали интервью, о нем не писали статей и исследований, даже сама его фамилия почти никогда не упоминалась в прессе. Тем не менее, для профессионалов и околокинематографической публики фамилия «Хамдамов» звучала таким же паролем, как и фамилия «Тарковский», — разница была лишь в том, что последний был признанным, хоть и опальным, классиком, о творчестве которого при желании можно было составить собственное представление; первому же достался лишь таинственный ореол загубленного гения. А еще Рустам Хамдамов пишет картины и некоторые есть даже в Третьяковке и в Эрмитаже. А ещё он был другом и большим художественным авторитетом для великих итальянцев, великих итальянских кинодеятелей неореализма, как раз на поколение старше себя: Феллини, Антониони, Гуэрра. А ещё он театральный художник по костюмам, очень дружил с Любимовым. А ещё он работал в индустрии моды, да, даже там.



Это он вывел на экраны Елену Соловей, тогда первокурсницу. Это про него Андрон Кончаловский говорил: "Я смотрел короткометражку несколько раз и не мог понять, почему она на меня так действует. Волнует, не побоюсь сказать, приводит в смятенье. Что в ней такого особенного?" Это про студенческую работу Хамдамова.
А. Кончаловский узнал Хамдамова по совместной работе – на фильме «Дворянское гнездо» Хамдамов, будучи еще студентом ВГИКа, делал костюмы и шляпы для дам. В титрах его нет. Это характерный штрих. Режиссер Кончаловский говорит, что вообще находился под влиянием художественных и стилистических идей Хамдамова, мальчишки тогда еще, когда делал фильм. Говорит: «Феллини и Хамдамов» - они как бы воодушевляли меня на этот фильм. Но в титры имени мальчика-стажера не вносит. И так с ним всегда.
"В горах моё сердце"
«И когда он получит деньги за свои стихи? – Никогда. Нельзя быть великим и получать за это деньги». ©
Кусочки из последнего фильма Хамдамова "Вокальные параллели"
Фильм был снят на Казахфильме, Литвинова говорит по-казахски. Но - когда фильм был снят, от него открестились - и ни в каких анналах студии его нет. Вроде как и не было его вовсе... А фильм, между прочим, полнометражный. И в нём голоса всемирно известных наших оперных певцов.
В общем, такой вот странный человек, которого мало кто знает. А кто знает, считает гением. Жизнь расставит по местам. Но имя запомнить стоит, наверное. Свой ведь, как никак.
Отредактировано zulus (2012-12-25 23:59:34)
