Последние годы литературу на широких просторах России оккупировали многочисленные, нахрапистые и малоприятные толпы дам и дамочек. Которые по совместительству ведут активную социально-гламурную жизнь, публикуют кулинарные книжки "собственного" измышления и предлагают шарфики шустрым читателям, отгадавшим "тайну века", закопанную на серединке их новой глянцевой книжки. Да, и не брезгают давать советы "за жизнь" на центральных каналах ТВ. В общем, ведут вполне грамотный промоушен себя любимых и своих "творений" на рынке купли-продажи литературных поделок. Даже имена-псевдонимы у них звонкие и чем-то неуловимо похожие.
А к тому, что очень удивилась, открыв-таки книгу Дины Рубиной "Синдром петрушки". По наводке открыв. И всё-таки предварительно фыркнув и на имя, и на анонс, и аннотацию на обложке, и на фотографию автора - чем-то она мне не показалась, лучше бы её вообще не было!
И только - как же хорошо, что открыла. И - как же мерзки стереотипы - в очередной раз убедилась. Столько хорошего могло бы - да и проходит - мимо исключительно из-за них.
В общем - я не буду спойлить - почитайте "Синдром петрушки", он стоит того. А тот, кто мне его дал, сказал: "Не тяни, я перечитывать собираюсь". И это для меня самый лучший маркетинг.
Теперь ясно, почему в "Шоколаде" именно эта музыка. Это же именно что цыганский свинг. Джанго был настоящим кочевым цыганом, кстати, всего с двумя пальцами на одной руке - после пожара в таборе. И так играть и писать такую музыку, с двумя-то пальцами, так и не овладев, к тому же, нотной грамотой... Да, "были люди в наше время"...
Это про одного из "персонажей" "Синдрома Петрушки", важного. Не, ну надо же так сказать уметь. То, что смутно где-то шевелится, вывести в слова. Может, сам бы так и не сказал, а прочитал - и кажется, что тебя подслушали.
"... А тогда я просто мысленно определил его в подземные…
Ты ведь знаешь мои странности. Я с детства умел различить эту породу… даже не могу произнести – «людей». Это тролли такие, подземный народец, с любопытством исследующий жизнь человека. И когда предоставляется возможность просверлить в человеке дырочку и заглянуть к нему внутрь, и пощекотать там палочкой или травинкой, или воткнуть щепку поглубже, чтобы ранить, или плюнуть в эту сокровенную рану, так чтобы человеку скрутило кишки, – они этой возможности никогда не упустят.
Я говорю не о добре и зле, ибо они и сами существа другого состава, и мир вокруг них определяется другими категориями. " ***
А вообще, это книга про талант и про большую любовь. И пожалуй - про то, кто кого. А что ещё есть такое же важное и интересное, как любовь и талант? Я не знаю.
Отчёт о лекции "про любофф" в мировой литературе ( Как обещано. Зулус сказал - Зулус сделал!)
Меня интересует Михаил Веллер. Мне нравится его слушать – о чём бы он ни говорил. Сейчас так редко говорят – образным чистейшим языком, без всякой примеси мемов, завитушек и клише; и при этом так выпукло, чётко по мысли и своеобычно. Я вовсе не всегда с ним соглашаюсь, но мне никогда не скучно его слушать, и он никогда не вызывает неприятия. Просто потому, что он умный и свободный – и в том, что думает, и в том, как это выражает.
Недавно я узнала, что он задумал и начинает цикл лекций «Любовь в мировой литературе», и мне подумалось: а почему бы и не сходить? Представила полупустой зальчик и вдохновенного Веллера. Хе-хе. Первый облом: все билеты были уже распроданы, остались на первый ряд, дорогущие, как на раскрученного поп-певца. Оказывается, народ ходит на лекции! Во времена 3д кино и всяких высокотехнологичных развлечений. (Фото - просто чтобы оценить масштаб, зал там не маленький)
Так сложилось, что на лекцию я всё-таки попала. Шок второй: состав зрителей. От совсем молодняка – стайками, парами и поодиночке; до дедка, который прискакал туда на двух старинного образца деревянных костылях. Причём, издалека – после мероприятия он взобрался на своих костылях на сцену и объяснял Веллеру, что живёт с ним рядом – в районе ВДНХ. А лекция была в центре, в ЦДЛ – значит, через всю Москву, явно не в личном авто добирался. И скорее всего, наудачу – вряд ли он платил тыщи за свой билет на первом ряду, скорее, в кассе ему выдали лишний, как самому старенькому и достойному.
Что до самой лекции, Веллер не разочаровал. Испытала лёгкую смесь радости и здоровой зависти. Ни единой бумажки, мысль ветвится, отклоняясь от столбовой дороги, но никогда не забываяо ней и не давая забыть нам. Информированность вкупе с собственными, очень личными, оценками поражает. Обрадовалась, что почти всё, о чём он говорил, читала, да и перечитать могу – почти всё в наличии. Подосадовала на себя, как плохо и урывками помню все эти «шедёвры». Как он сказал о Мопассане: «Читаешь-читаешь, а остаются в памяти шёлковые кальсоны и волосатые ноги!» Это вот – точно про меня, и не только применительно к Мопассану. Всё, что читала когда-нибудь – эмоциональными кусочками осталось, зато яркими – в этом моя сила, вот! А Мопассан – да – «Жизнь»: это кальсоны и волосатые ноги. Для меня ещё – сцена у фонтанчика, когда воду пили по схеме: фонтанчик-мой рот-твой рот. Судьбоносный эпизод, между прочим, на тему «Вот так рождается любовь». Хотя, если память мне не изменяет, к этому моменту они уже были долго довольно женаты, и стадия волосатых ног и шёлковых кальсон была пройдена. А вот подишь ты… Надо перечитать.
Я думала, что я что-то запишу, даже блокнотик прихватила. Но, когда слушать интересно, записывать, как выяснилось, не получается. Поэтому, по памяти: список книг, которые, как он считает, «внесли вклад» и что-то новое в «тему». Поскольку тема «Что бы почитать», привожу, как запомнила. Может, кому пригодится, а может вовсе нет. Но – отчёт так отчёт.
- Библия. История Адама и Евы («Бог создал Человека и Человеку»), связь любви и страдания, любви и познания добра и зла ( «плодитесь и размножайтесь – рожай в муках»)
- Библия. История Иакова, который с первого взгляда (впервые в литературе) влюбился в Рахиль, семь лет за неё работал как тот «раб на галерах», а ему подсунули Лию. И пришлось ещё семь лет пахать, теперь за Рахиль. ( Впервые в литературе – тесная связь любви и обмана)
- Библия. История сына Иакова Иосифа. Завистливые братья продали его в рабство в Египет, а там – та-та-та-та, это опять впервые такой поворот – жена его хозяина Потифара влюбилась в юного красавца (будучи дамой весьма зрелых лет) и пыталась «склонить к…» А за то, что юноша сурово отказался – оговорила его перед мужем. И всё могло бы кончиться очень плохо.
То есть, Веллер пытается вычленить те литературные труды, которые как-то продвигали анализ отношений полов. Не по принципу: вот это мне близко, а вот это не нравится, а «по науке». А уж соглашаться ли с его обобщениями – другой вопрос.
- Дальше он много говрил о Древней Греции. О суровых и воинственных греках-бисексуалах. Которые, имея семью и детей (это свято – это воля богов, продолжение рода), воспевали чистую и «высшую» любовь между зрелым мужем и мальчиком. О мифологии греческих богов, обладателей весьма вольного нрава по теперешним меркам. О Зевсе, который, не довольствуясь рутинно богинями и женщинами земными, возжелал овладеть Ледой в виде лебедя.
После чего она снесла яйцо (логично, но я этого не знала), а из этого яйца и родилась Елена Прекрасная, породившая впоследствии Троянскую Войну. Это первое отражение темы "Война за любовь" в литературе"
В общем, греки – хотя этого он вроде не говорил такими словами – внесли в литературу и опоэтизированный гомосексуализм. И зоофилию. Да, оказывается, в греческие войска принято было набирать любовников-мужчин. Считалось, их боевой дух выше – не струсит в атаке мужчина, когда с ним рядом – предмет его любовного обожания.
- Греки же первыми изобрели жанр трагедии. Где есть Герой, и поэтому то, что с ним происходит – не просто бытовая история. Он считает знаковой «Медею» (помогала-помогала Язону, наизнанку вывернулась, родню порешила, а он её использовал, и женился на другой. А она – Медея - убила своих детей) Любовь как всепоглощающая и разрущающая страсть – до «Медеи» этого не было. И ещё про «Федру» говорил, но «Медея» перевесила, и «Федру» я не помню.
- Но греки – статья особая. Европа-то была поскромнее. И первым революционным произведением, которое впервые заговорило о деталях плотских утех (в том числе, запретных) – в письменном виде, да ещё и с иллюстрациями – стал «Декамерон» Бокаччо. Написанный во времена Великой Чумы, что, возможно, не случайно. Этакий «Пир во время чумы», который – по Веллеру – совершил своего рода переворот в умах. Потому что, одно дело – делать потихоньку, а другое – написать об этом и, соответственно, прочитать. Дав людям ощущение: раз написано – то можно и правильно. И с женой соседа, и монашке с монахом, и… В общем – можно! Печатное слово – сила!
- Ну да, наше всё в любовной литературе – это Шекспир. Он говорил о «Макбете», где впервые страсть и любовь так тесно переплелись с преступлением и жаждой власти.
И о «Ромео и Джульетте», где впервые была литературно освоена тема «Друг без друга они жить не могут!» Причём, это – чисто «не могут», вне всякого социального и исторического контекста. (Недаром сумели перенести в наше время, не изменив ни слова - и всё весьма гармонично, включая ДиКаприо)
- Дальше пошли уже более близкие по времени названия. Вот чего я не знаю, и что, по мнению Веллера – незаслуженно забытая Большая книга – это «Моль Фландерс» Даниэля Дефо. Но мне как-то неохота читать про женщину, которая «хотела бы жить достойно, но жизнь не давала ей такой возможности», вот она и бродила от мужчины к мужчине, выживая. Хотя, если именно эта книга положила начало использованию такого сюжета, то, конечно, это веха!
- Очень высоко он ценит «Красное и чёрное», много про него говорил, но я уже устала, вспоминала молодого Ерёменко в экранизации (которую он раскритиковал) и почти всё пропустила. Вроде там про любовь в развитии – во что она может переродиться и как.
- Потом ещё говорил о «Мадам Бовари», о Мопассане («Милый друг» и «Жизнь»), а там и время кончилось.
- Как удивительный феномен того, как людям и сейчас нужна простая любовная мелодрама – несмотря на все греческие трагедии и им же анализировавшиеся тонкости – привёл «Историю любви» Сигала. Которую никто не хотел печатать. Но – у одного редактора жена обрыдалась, у другого – секретарша с красными глазами несколько дней просидела. В общем, решили напечатать на пробу. И вот вам результат. Что книга, что фильм – бестселлер на много лет.
- Тут и время кончилось, теперь уже совсем. Вся русская литература осталась на следующий раз. Она прошла только вскользь в вопросах. Она осталась в планах. Но я и так всех утомила, даже себя. Кто просмотрел – горячее спасибо! Может, что-то и прочитается-перечитается из Веллеровского списка. Мне вот даже захотелось…
В заключение – «Тристан и Изольда». Он умер, она потом тоже. Вагнер написал оперу. А «Смерть Изольды» переложили для фортепиано. И Горовиц, совсем стареньким, записал этот кусок и умер буквально через несколько дней. Он очень хорошо играет, чувствовал, что это последнее дело жизни.
Отчёт о лекции "про любофф" в мировой литературе ( Как обещано. Зулус сказал - Зулус сделал!)
Ой, спасибо тебе огромное! Какая ты молодец, что поделилась, я аж два раза перечитала. И еще буду возвращаться сюда, чтобы глянуть, что почитать. Очень прониклась этой темой.