
Недавно я сходила в Пушкинский на выставку прерафаэлитов "Викторианский авангард". Поскольку она почти до конца сентября и можно ещё успеть, кто близко, - пишу вот пару слов. Страшно понравилось, поэтому хочется завлечь народ. Одновременно там ещё выставка Тициана, но два в одном флаконе - это не про художников. У меня Тициан "не пошёл" после прерафаэлитов, поэтому его оставим за кадром. Хотя он лично ничем не провинился. Просто не советую совмещать. Как говорил Оскар Уайльд: "Главное в искусстве - единство впечатления". Ну или что-то в этом роде он говорил.
Я отчасти была готова - прерафаэлитов очень любит моя дочь, через неё и я узнала это таинственное слово и картины тоже. И полюбила. Выставка очень большая, впервые такая. Красивое "прощайте" директора Пушкинского Антоновой перед уходом с поста. Очень красивое.
Почему надо сходить, если есть возможность?
- Чтобы узнать, что это такое
- Если знаешь, чтобы сравнить впечатление от репродукций с живыми картинами. У меня был шок. Краски картин просто необыкновенные. Золотой свет аж рвётся наружу. Синий бархат такой, что потрогать тянет. В пределах одной картины и разные фактуры тканей, и полувысохшие листья, и стеклянный витраж ("Мариана"). Даже отдалённо не прочувствуешь на репродукции, а к картине я несколько раз возвращалась - просто чудо.
- Чтобы узнать много историй необыкновенных, которые за картинами стоят.
- Чтобы попытаться осмыслить, почему собственно "авангард". За что так гнобили их в своё время, жёстко критикуя, в частности, картины на Библейские сюжеты. Которые кажутся вполне традиционными невежеству типа меня. А вот Диккенс - возмущался со страшной силой.
- Чтобы купить каталог (хотя некоторые его и ругают). Мы не слишком много знаем об английской живописи. Мне кажется, именно поэтому в откликах такой разнобой - некоторые возмущаются "мазнёй", потому что не на слуху. Вот Тицианом восхищаются все, кто написал - известность на "Руси великой" давит и накладывает отпечаток на восприятие. Каталог поможет что-то узнать - и про них, и про галерею Тейт, откуда картины.
- Чтобы осознать, как круто сделана сама выставка: расположение картин, информация, даже обои на стенах. "Под прерафаэлитов".
- Чтобы посмотреть ещё и на гобелены, я таких нигде не видела ( огромные, во всю стену, по эскизу жена и дочь художника вручную шили один из них 8 лет!)
- Чтобы осознать, что имя "Моррис", известное отчасти тем, кто интересуется всяким ручным творчеством типа вышивки - это оттуда, из глубины высокого искусства
- Чтобы поразмыслить над рассуждениями, почему всем так интересны женщины прерафаэлитов. Потому что они не просто "красивые", они каждая - с преобладанием характера, мысли и чувства, и это очень ощущается, если и неосознанно. Как многих художников, женщины их интересовали больше мужчин (мне кажется), но по-особому.
- А главное- чтобы просто напитаться впечатлений. Выставка - круть! Для всех, от мала до велика.
Кстати, всё хорошо организовано, и очередь идёт очень быстро. А кто ругается, что были сложности: ребята, ну не надо в музей с огромными рюкзаками ходить. Или - смиритесь, что придётся подождать не только снаружи, но и в гардеробе.
Кое-что, для общего впечатления:
"Офелия" (Модель позировала, лёжа в ванне. Обогрев отказал, она не хотела спугнуть вдохновение художника. Заболела воспалением лёгких, чуть не умерла. Долго смотрела на лицо: Живая она или уже утонула?)

А это - совсем в других красках, завораживает просто. Картину просветили инфракрасным и выяснили, что рисунок был сделан сразу - практически без всяких исправлений. "Мариана"

Совсем другое лицо. Художник писал его с жены, уже после её смерти, совсем молодой. По памяти и прошлым наброскам.

"Невеста". Золото как будто подсвечивается изнутри. (Кстати, витражи на выставке тоже есть). Жить ей осталось недолго -девушку насильно выдали замуж за богатого старика, и в тот же день она умерла. Там вообще - к каждой почти картине - история. Но всего не расскажешь.

Вот эта история - из жизни гугенотов. Девушка пытается надеть на руку своему возлюбленному белую ленточку - отличительный знак католиков. Не наденешь ленточку - вырежут в грядущую Варфоломеевскую ночь. Но он не даётся, хотя всё понимает. Конец предрешён.

А это - "Благая весть" ( о непорочном зачатии). Только Мария выглядит сильно испуганной. И ангел - не слишком благостным. Я бы тоже испугалась. Видимо, это и есть то, из-за чего Диккенс клеймил прерафаэлитов: на библейские сюжеты не-библейские, а простые человеческие реакции. Такое было авангардным.

Вот ещё история из жизни. Богатенький буратино полюбил дочь дровосека, встретив её впервые в лесу ещё ребёнком. Но - когда вырос - женился, на ком сказали, предварительно слившись со своей девушкой в экстазе. Девушка в отчаянии утопила ребёнка, сошла с ума и умерла. А картина - как всё начиналось. Но, если вглядеться, история прослеживается. Мальчонка с суровым взглядом и пузырями лосин на коленках протягивает девочке, светящейся от счастья, клубнику на ладони.

На анонсе выставки - вот этот портрет. Прозерпина. Она вышла замуж за Плутона и, попробовав гранат, должна теперь часть года проводить в его подземном царстве. И каждый год, с её возвращением на Землю, приходит весна. Картина кажется гораздо более монументальной, чем на самом деле. А в реальности эта Прозерпина - хрупкая, нежная и озадаченная. И что это я сделала, и зачем? Какая неприятность... Я когда мимо проходила, какая-то мама своему ребёнку про неё рассказывала - подготовилась. Бывают же родители - класс. Мальчик точно не забудет.
.jpg)
Я только то разместила, что сразу скачивается, а там картин - море. И каждая со своей историей. И все - праздник для глаз и пир духа! Сходите, если сможете. А нет - посмотрите про них - они достойные, "братство прерафаэлитов". Своя шайка, без девчонок.
Пусть Любовь выведет вас из Сада Праздности (как на этой картине внизу)! Хе-хе. Прошу простить невольный пафос.

Отредактировано zulus (2013-09-02 13:21:49)